Анализ анкетирования Интернет-пользователей, имеющих опыт оn-line-игры
Д.Г. Рыбалтович, С.Г. Григорьев, В.А. Мильчакова
Международный институт резервных возможностей человека;
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова;
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург
Представлены результаты Интернет-исследования 256 респондентов. Установлено, что оn-line-играм подвержены люди в возрасте (22,9 ± 0,3) года. Детерминантами степени зависимости от оn-line-игры стали среднее время, затрачиваемое респондентом на оn-line-игры ежедневно, наличие опыта игры на платных серверах, отношение к оn-line-игре. Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время оn-line-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени зависимости. Выявлена устойчивая тенденция снижения доли зависимых в группах респондентов с высоким ежемесячным заработком. С большей вероятностью развивалась зависимость у респондентов, вовлеченных в игру друзьями или коллегами. С развитием степени зависимости, нейтральная оценка оn-line-игры устойчиво снижается, а заметную динамику демонстрирует положительное или отрицательное отношение к игре.
Ключевые слова: Интернет, Интернет-зависимость, оn-line-игры, детерминанты классификации оn-line-игры, оn-line-анкетное исследование.
Введение
Система Интернет с каждым днем предлагает все новые услуги и возможности, призванные упростить общение, делопроизводство, ведение бизнеса и целый ряд других благ. Существуя немногим более двух десятилетий, Интернет предоставил человечеству не только ранее не мыслимые услуги, но и породил проблемы, среди которых все чаще упоминаемая интернет-зависимость, в том числе зависимость от игры посредством Интернета, или от онлайн-игры [2, 3, 5–8, 10–13]. Онлайн-игры поражают своим разнообразием. Это игры групповые и индивидуальные, платные и бесплатные, ролевые и коммуникативные, сетевые и локальные и т. д.
В научных и медицинских кругах отсутствует единство в признании природы и последствий зависимости от онлайн-игры. Не нашел этот вид зависимости своего места и в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10), из-за малого срока существования этой зависимости и даты последнего пересмотра классификации, которые разошлись во времени. Тем не менее, есть все основания полагать, что зависимость от онлайн-игры следует отнести в V класс МКБ-10, объединяющий «Психические расстройства и расстройства поведения (F00–F99)». Одна из рубрик этого класса «Расстройства привычек и влечений (F63)», содержит подрубрику «Патологическое влечение к азартным играм (F63.0)». Трактовка этого вида расстройства «заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жизни пациента в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам». Такое определение, о нашему мнению, позволяет отнести зависимость от оn-line-игры в подрубрику «Патологические влечения к азартным играм».
Проблемы игровой зависимости находят широкое отражение в статьях авторов журнала [1, 3, 4, 9, 10]. Цель данного исследования – изучить анализ результатов анкетирования Интернет-пользователей, имеющих опыт онлайн-игр.
Материал и методы
В качестве инструмента исследования нами использована анкета, в основу которой положен тест на интернет-зависимость К. Янг 1996 г. в адаптации В.А. Лоскутовой (Буровой) [8, 13]. Анкета состоит из двух разделов: 1-й включает вопросы, характеризующие анамнез формирования зависимости от онлайн-игры и социальный статус респондента, 2-й объединяет вопросы (21 вопрос), предназначенные для определения степени выраженности зависимости.
Всего опрошено 256 респондентов. При ответе на предложенные вопросы предлагались следующие варианты (в баллах):
– никогда или крайне редко – 1;
– иногда – 2;
– регулярно – 3;
– часто – 4;
– всегда – 5.
Минимальная сумма оказалась равной 21 баллу, максимальная – 97 баллам. Пытаясь систематизировать данные, полученные нами при анкетном опросе респондентов, хотя бы раз сыгравших в онлайн-игру, мы столкнулись с проблемой отсутствия критериев отнесения игрока к одной из групп с различной степенью зависимости от этой игры.
Из-за отсутствия к настоящему времени общепринятой классификации степени выраженности зависимости от онлайн-игры, нами предложена собственная шкала, основанная на медианном и квартильном делении вариационного ряда. Медиана оказалась равной 38 баллам, нижний квартиль –31 балл, верхний квартиль – 49 баллов. В итоге все респонденты, сумма ответов которых оказалась менее 31 балла, были отнесены в группу с отсутствием зависимости (1-я группа – 66 человек). Респонденты с общей суммой баллов от 31 до 38 составили группу со слабой зависимостью (2-ягруппа – 57 человек), от 38 до 48 – с умеренной зависимостью (3-я группа – 64 человека), от 49 и более – с выраженной зависимостью (4-я группа – 69 человек). Распределение опрошенных респондентов по степени зависимости приведено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение респондентов по степени зависимости от онлайн-игры.
Средний возраст респондентов оказался равным (22,9 ± 0,3) года. Самым молодым был 12-летний игрок, самым старшим – 53-летний. 25 % обследованных были в возрасте до 20 лет, 25 % – от 20 до 23 лет, 25 % – от23 до 25 лет и 25 % – 25 лет и старше, то есть 75 % респондентов имели возраст до 25 лет. Средний возраст в 1-й группе составил (22,6 ± 0,5) года, во 2-й – (24,1 ± 0,8) года, в 3-й – (22,1 ± 0,4) года, в 4-й – (22,8 ± 0,6) года. Межгрупповые возрастные различия недостоверны.
Исследуя связь игрового стажа со степенью зависимости от онлайн-игры, удалось выяснить, что из числа респондентов с игровым стажем до 2 лет1/3 опрошенных (33,3 %) оказались не зависимыми от игры (1-я группа), 27,3 % – со слабой степенью зависимости (2-я группа), 21,2 % – с умеренной степенью (3-я группа) и 18,2 % – с выраженной (4-я группа). В группе респондентов со стажем игрового опыта 2 и более года картина не-сколько иная: лица 1-й группы составили только 24,7 %, 4-й группы – 28,2 %, 3-й – 25,7 % и, наконец, 2-й – 21,5 %. Приведенные данные свидетельствуют, что между стажем игровой зависимости и степенью зависимости существует определенная связь, которая показывает, что с увеличением стажа игры увеличивается и степень зависимости.
Сильная (r = 0,73) статистически значимая (p < 0,001) связь выявлена между таким предиктором как среднее время, затрачиваемое респондентом на онлайн-игру ежедневно, и степенью зависимости (рис. 2).
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от среднего времени, проводимого ими за игрой ежедневно.
В 1-й группе ежедневно проводили за игрой до 2 ч 51 % респондентов, от 2 до 4 ч – 26,8 %, а более 4 ч – всего 14,6 %. В 4-й группе до 2 ч ежедневно играли лишь 9,8 % респондентов, от 2 до 4 ч – 12,2 %, а более4 ч – уже 43,9 %. Во 2-й и 3-й группе опрошенных лиц столь выраженной зависимости не прослеживалось.
Из числа респондентов, которые имели опыт игры на платных серверах, с зависимостью от онлайн-игры оказалось 78,7 %, из числа тех, кто ранее на платных серверах не играл, было достоверно меньше – 64,6 % (p < 0,05).
Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги вовремя онлайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени зависимости, начиная с 22,2 % в 1-й группе, далее 23,8 % – во 2-й группе 26,5 % – в 3-й группе и 27,5 % – 4-й группе. Однако связь размеров денежных сумм, которые тратили респонденты с зависимостью от игры и респонденты, отнесенные в группу независимых, с уровнем зависимости не доказана.
Результаты обработки данных о распределении респондентов в социальных группах (табл. 1), в группах семейного положения (табл. 2), в группах, имеющих детей и бездетных (табл. 3), по уровню зависимости от онлайн-игры демонстрируют тот факт, что безработные, домохозяйки, холостые и бездетные респонденты, имея много свободного времени, тратят его бесконтрольно и пополняют когорту зависимых игроков. Сам же социальный статус, как и семейное положение, наличие или отсутствие детей, су-71щественного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказывают. Вывод напрашивается другой: наличие возможности транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.
Таблица 1
Распределение респондентов социальных групп по степеням зависимости от онлайн-игры, n (%)
Социальный статус | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Учащийся | 25 (23,1) | 22 (20,4) | 26 (24,1) | 35 (32,4) | 108 (100,0) |
Рабочий, служащий | 39 (35,5) | 29 (24,2) | 27 (22,5) | 25 (20,8) | 120 (100,0) |
Руководитель, предприниматель | 1 (7,6) | 4 (30,8) | 4 (30,8) | 4 (30,8) | 13 (100,0) |
Домохозяйка, безработный | 1 (6,7) | 2 (13,3) | 7 (46,7) | 5 (33,3) | 15 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Таблица 2
Распределение респондентов семейного положения по степеням зависимости от онлайн-игры, n (%)
Семейное положение | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Женат, замужем | 11 (29,0) | 12 (31,6) | 8 (21,0) | 7 (18,4) | 38 (100,0) |
Холост, не замужем | 55 (25,2) | 45 (20,6) | 56 (25,7) | 62 (28,5) | 218 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Таблица 3
Распределение респондентов, имеющих детей и бездетных, по степеням зависимости от онлайн-игры, n (%)
Наличие детей | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Есть | 4 (28,6) | 6 (42,9) | 3 (21,4) | 1 (7,1) | 14 (100,0) |
Нет | 60 (25,2) | 50 (21,0) | 61 (25,6) | 67 (28,2) | 238 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Как следует из данных, демонстрирующих связь уровня образования респондентов со степенью зависимости от онлайн-игры (табл. 4), образование не добавляет настороженности по отношению к опасности вовлечения в игровую зависимость.
Таблица 4
Распределение респондентов различных уровней образования по степеням зависимости от онлайн-игры, n (%)
Образование | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Высшее | 27 (28,1) | 23 (24,0) | 21 (21,9) | 25 (26,0) | 96 (100,0) |
Не полное высшее | 23 (26,8) | 21 (24,4) | 21 (24,4) | 21 (24,4) | 86 (100,0) |
Среднее специальное и среднее | 13 (20,3) | 12 (18,8) | 19 (29,7) | 20 (31,2) | 64 (100,0) |
Не полное среднее | 3 (30,0) | 1 (10,0) | 3 (30,0) | 3 (30,0) | 10 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Изучая связь уровня ежемесячного дохода опрошенных респондентов со степенью зависимости от онлайн-игры (рис. 3), удалось выявить устойчивую тенденцию снижения доли зависимых (3-я и 4-я группы)с повышением среднемесячного дохода. Так, при среднемесячном доходе, не превышающем 3 тыс. рублей, доля респондентов 3-й и 4-й групп составила 63,6 %. С увеличением суммы дохода доля респондентов 3-й и 4-й группы уменьшалась и у опрошенных лиц с доходом 50 тыс. и более рублей составила всего 36,8 %. Полагаем, что эти респонденты прекращали игру при определенном дефиците свободного времени в связи с напряженной работой.
Рис. 3. Частота умеренной и выраженной степени зависимости от онлайн-игры в группах респондентов с различным уровнем среднемесячного дохода.
Существенным моментом в развитии и становлении зависимости играет источник, из которого респонденты получали первую информацию об онлайн-играх (табл. 5). Роль основного источника такой информации играли друзья и коллеги – в 66 % случаев. Самостоятельно знакомились онлайн-играми 30,5 % опрошенных и 3,5 %
Таблица 5
Распределение респондентов в группах с различными источниками информации об онлайн-играх, n (%)
Источник информации об онлайн-играх | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Семья | 4 (44,5) | 1 (11,1) | 2 (22,2) | 2 (22,2) | 9 (100,0) |
Друзья, коллеги | 40 (23,7) | 43 (25,4) | 42 (24,8) | 44 (26,1) | 169 (100,0) |
Самостоятельно | 22 (28,2) | 13 (16,7) | 20 (25,6) | 23 (29,5) | 78 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Если респонденты об онлайн-играх узнавали от членов семьи, то у 44,4 % из них зависимость не развивалась, у 11,1 % развилась зависимость слабой степени и по 22,2 % – умеренной и выраженной. Среди опрошенных, для которых проводниками в онлайн-играх стали друзья и коллеги, картина оказалась менее радужной. 49,1 % из них оказались независимыми или со слабой степенью зависимости, а 50,9 % – с умеренной или выраженной степенью зависимости. Самое неблагополучное развитие зависимости наблюдалось в группе респондентов, которые самостоятельно познакомились с онлайн-играми. 34,9 % из числа этой группы оказались независимыми или с зависимостью слабой степени, 25,6 % – с умеренной степенью и 29,5 % – с выраженной степенью игровой зависимости.
При изучении отношения респондентов к онлайн-играм (рис. 4) выяснилась его значимая связь с уровнем зависимости от игры. С развитием зависимости увеличивается доля респондентов, давших как положительную, так и отрицательную оценку онлайн-играм. Первые находились в эйфории от игры и случающихся выигрышей, а вторые демонстрирую отрицательный опыт, выражающийся в проигрышах. Примечательно, что с развитием зависимости устойчиво уменьшается доля респондентов с нейтральным, равнодушным отношением к игре.
Рис. 4. Распределение респондентов различной степени зависимости по их отношению к онлайн-игре.
Данные, представляющие определенный интерес, получены нами при изучении современного (сегодняшнего) отношения к игре и, в частности, при исследовании вопроса, продолжает ли играть респондент, отнесенный к одной из групп зависимых от онлайн-игры (табл. 6). Игроки с выраженной зависимостью, как и игроки с зависимостью слабой степени, с трудом могут прекратить игру. С наибольшей настойчивостью борются с зависимостью респонденты с умеренной степенью зависимости. Именно этот феномен следует детально исследовать в последующем как особенность проявления зависимости от онлайн-игры, подобной, в общем-то, любой другой игровой зависимости, поскольку при всех других видах зависимости (алкогольная, наркотическая) с увеличением степени зависимости уверенно снижается возможность прерывания зависимости.
Таблица 6
Распределение респондентов в зависимости от того играют ли они в настоящее время, n (%)
Группа | Продолжает играть | Всего | |
---|---|---|---|
да | нет | ||
2-я | 46 (80,7) | 11 (19,3) | 57 (100,0) |
3-я | 48 (75,0) | 16 (25,0) | 64 (100,0) |
4-я | 57 (82,6) | 12 (174) | 69 (100,0) |
Всего | 151 | 39 | 190 |
Важным признаком в решении вопроса о степени зависимости от онлайн-игры может служить накопленный ранее игровой стаж (табл. 7). Из числа игроков со стажем игры в анамнезе менее 2 лет преобладают те, кто отнесен в 1-ю или 2-ю группы (63,6 %). Среди игроков, имеющих игровой стаж 2 и более лет, доля таких респондентов существенно ниже и составляет 42,9 %.
Таблица 7
Распределение респондентов в группах с различным стажем онлайн-игр, n (%)
Стаж оn-line-игры | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
До 2 лет | 5 (45,4) | 2 (18,2) | 3 (27,3) | 1 (9,1) | 11 (100,0) |
2 и более лет | 9 (21,4) | 9 (21,4) | 13 (31,0) | 11 (26,2) | 42 (100,0) |
Всего | 14 | 11 | 16 | 12 | 53 |
На рис. 5 продемонстрирована устойчивая тенденция уменьшения доли респондентов, имеющих небольшой игровой стаж, с развитием степени зависимости. Доля таких респондентов в группе без зависимости составляет 35,7 % и снижается до 8,3 % в группе выраженной степени зависимости.
Рис. 5. Распределение респондентов с различными степенями зависимости от онлайн-игры по игровому стажу.
Наряду с другими моментами, мы попытались сравнить распределение по степени тяжести зависимости от онлайн-игры различных профилей специальностей, в частности, гуманитариев и инженерно-технических (ИТ) специалистов. В результате получены данные (рис. 6), которые демонстрируют практически однородную структуру. Незначительные различия укладываются в рамки статистической погрешности (p > 0,05).
Рис. 6. Распределение респондентов различных специальностей по степеням зависимости от онлайн-игры.
Респонденты, которые отметили, что ранее участвовали в азартны хиграх, реже уходили в зависимость онлайн-игры, так как у них пока еще присутствует навык контролировать себя в критических ситуациях (табл. 8).
Таблица 8
Распределение респондентов по степеням игровой зависимости в группах с наличием и отсутствием опыта азартных игр, n (%)
Азартные игры в анамнезе | Группа | Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||
Да | 16 (40,0) | 5 (12,5) | 10 (25,0) | 9 (22,5) | 40 (100,0) |
Нет | 50 (23,1) | 52 (24,1) | 54 (25,0) | 60 (27,8) | 216 (100,0) |
Всего | 66 | 57 | 64 | 69 | 256 |
Данные, представленные на рис. 7, демонстрируют ту роль, которую играет увлеченность человека игрой. С увеличением уровня зависимости возрастает доля респондентов, отметивших повышенную увлеченность игрой. Более половины респондентов, не зависимых от игры (51,5 %), отметили повышенную увлеченность игрой. В группах различной степени зависимых доля увлекающихся респондентов существенно возрастает: с 66,7 % 77при легкой степени до 89,1 % при умеренной и 88,4 % при выраженной степени игровой зависимости.
Рис. 7. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах высокую увлеченность игрой или ее отсутствие.
Противоположную тенденцию демонстрирует характер связи тяжести зависимости от онлайн-игры и выраженности суицидальных проявлений (рис. 8). С утяжелением степени зависимости возрастает доля респондентов, указавших в своих ответах на наличие суицидальных мыслей. В группе с отсутствием зависимости таких респондентов было 7,6 %, прислабой степени зависимости – 12,5 %, умеренной – 17,2 %, а при выраженной – уже около 1/3 (33,3 %).
Рис. 8. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах наличие суицидальных мыслей в анамнезе.
При сравнении степени влияния на развитие зависимости от онлайн-игры таких моментов, как случаи злоупотребления алкоголем и наркотиками (рис. 9), выяснилось, что прием наркотических средств способствует более интенсивному погружению в игровую зависимость. Из числа всех опрошенных респондентов на случаи злоупотребления алкоголем указали25 %, а на злоупотребления наркотиками – 12,3 %. При изучении распределения этих респондентов по степени зависимости от онлайн-игры выяснилось, что доля злоупотребляющих алкоголем в группе независимых респондентов в 2 раза больше, чем злоупотребляющих наркотиками (26,6 и13,9 % , соответственно). В группе со слабой степени зависимости наблюдается противоположная картина: доля респондентов, злоупотребляющих наркотиками, более чем в 2 раза больше доли лиц, злоупотребляющих алкоголем (33,3 и 15,6 % – соответственно). В 4-й группе их доли практически выравниваются и различия находятся в пределах статистической погрешности.
Рис. 9. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах наличие в анамнезе алкоголизма или наркомании.
Заключение
Из приведенных данных следует, что зависимости от онлайн-игры подвержены люди молодого возраста в среднем (22,9 ± 0,3) года. 75 % из числа опрошенных в возрасте до 25 лет. В нашем исследовании не выявлено зависимости развития стадии зависимости от возраста. Существенное влияние на развитие игровой зависимости оказывает игровой стаж, с увеличением которого утяжеляется степень зависимости.
Статистически значимыми предикторами для определения степени зависимости от онлайн-игры стали среднее время, затрачиваемое респон-79дентом на онлайн-игры ежедневно (p < 0,001), наличие опыта игры на платных серверах (p < 0,05), отношение к онлайн-игре (p < 0,001). Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время онлайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени зависимости.
Показатели социального статуса, семейное положение, образование, специальность, наличие или отсутствие детей существенного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказывают. Выявлена устойчивая тенденция снижения доли зависимых в группах респондентов с высоким ежемесячным заработком. Из сказанного следует, что наличие возможности транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.
С большей вероятностью развивалась зависимость у респондентов, вовлеченных в игру друзьями или коллегами. С развитием степени зависимости нейтральная оценка онлайн-игры устойчиво снижается, а заметную динамику демонстрирует положительное или отрицательное отношение к игре. Респонденты со слабой и выраженной степенями зависимости с трудом могут прекратить игру. Участие в азартных играх в анамнезе снижает вероятность ухода в зависимость от онлайн-игры, а повышенная увлеченность игрой такую вероятность повышает.
Литература
1. Азартная игра – разновидность патологической зависимости и ее лечение методом духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока / Г.И. Григорьев, С.Г. Григорьев, Е.В. Волгушева, Р.В. Мизерене // Вестн. психотерапии. – 2005. – № 13 (18). – С. 130–140.
2. Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Г. Войскунский // Психол. журн. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
3. Евдокимов В.И. Методические аспекты диагностики развития интернет-зависимости / В.И. Евдокимов, О.В. Литвиненко // Вестн. психотерапии. – 2008. – № 25 (30). – С. 68–74.
4. Евдокимов В.И. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр / В.И. Евдокимов, В.В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2007. – № 20 (25). – С. 57–71.
5. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм: методология, распространенность, диагностика и лечение / В.В. Зайцев, В.И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 2. – С. 67–74.
6. Козлов В.В. Психология игровой зависимости / В.В. Козлов, А.А. Карпов. – М. : Психотерапия, 2011. – 332 с.
7. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики : автореф. дис. … канд. психол. наук / Литвиненко О.В. [Всерос. центр. экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России]. – СПб., 2008. – 20 с.
8. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук / ЛоскутоваВ.А. [Новосиб. гос. мед. акад.]. – Новосибирск. 2004. – 23 с.
9. Мильчакова В.А. Характеристика больных игроманией, обратившихся за медико-психологической помощью в МИРВЧ / В.А. Мильчакова, Н.В. Советная // Вестн. психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 111–120.
10. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д.Г. Рыбалтович, В.В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. – № 40 (45). – С. 23–34.
11. Рыбников В.Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко, В.А. Юренкова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 4. – С. 72–76.
12. Шайдулина А.Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависимостью : автореф. дис. … канд. мед. наук / Шайдулина А.Ф. [С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева]. – СПб., 2004. – 20 с.
13. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
Ссылка для цитирования:
Рыбалтович Д.Г., Григорьев С.Г., Мильчакова В.А. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт оn-line-игры // Вестник психотерапии. – 2012. – № 41 (46). – С. 67–80.